🔥11 апреля – Международный день освобождения узников фашистских лагерей.

В этот день для ребят детского объединения «Самоучитель» педагог Галина Романовна Стрелкова провела беседу с презентацией о создании художественного фильма «Судьба человека», ставшего трагическим символом войны, о том, сколько было фашистских лагерей во время ВОВ, и где до сих пор хранятся архивы о каждом узнике.

О фильме «Судьба человека»

В холодный декабрьский вечер 1956 года молодой советский актёр Сергей Фёдорович Бондарчук прочитал опубликованный в газете «Правда» рассказ писателя Михаила Шолохова «Судьба человека». Судьба простого солдата запала в самое сердце, стала чем-то необратимым, меняющим всю жизнь актёра.

— Прочитал, и потом, что бы ни делал, о чём бы ни думал, я видел лишь Андрея Соколова, его мальчонку, его жену, разлив Дона, войну, фашистский концлагерь, — вспоминал позже Бондарчук. — Снять этот фильм стало для меня больше чем «творческим планом». Больше чем мечтой. Это стало целью моей жизни.

Экранизация шолоховского шедевра требовала режиссерского опыта, которого у молодого Сергея Бондарчука ещё не было. Сергей Бондарчук ездил в станицу Вешенская, где жил писатель Михаил Шолохов, просить у него благословения на съёмки. После убедительных речей Бондарчука, писатель дал своё разрешение. Сценарий фильма требовал глубокой кропотливой работы. Авторы сценария Юрий Лукин и Фёдор Шахмагонов «переводили» рассказ Шолохова на киноязык. Совместно со сценаристами Сергей Бондарчук работал над каждой сценой, над каждым диалогом, стремясь сохранить дух шолоховской прозы. Подбор актёров самый сложный момент перед съёмками, особенно трудным было найти мальчика на роль Ванюшки. Долгие поиски не приносили результатов. Однажды Сергей Бондарчук заметил на съёмочной площадке пятилетнего мальчика, сына актёра Борискина.

— Когда я увидел Павлика, сразу понял — это наш Ванюшка, — рассказывал Бондарчук. — В его глазах была такая глубина и печаль, которые я искал.

Фильм снимался киностудией Мосфильм, в различных регионах страны. Тщательно выбиралась каждая локация, чтобы представить не декорации, а живой мир.  Улицы Воронежа превратились в довоенный городок. Ростовская область, окрестности Каменска-Шахтинского с их суровыми пейзажами стали фоном для концлагерных сцен. Железнодорожный вокзал Тамбова запечатлел прощание Андрея с женой — момент, полный предчувствия беды. А в Калининграде снимали прибытие эшелонов с пленными – железнодорожные пути и здания города создавали атмосферу безысходности и трагизма. Берег Дона близ Вёшенской стал местом знаковой встречи Соколова и Ванюшки.

Оператор Владимир Монахов убедил всю группу и даже режиссёра Сергея Бондарчука. Что фильм надо снимать на чёрно-белую плёнку. «Цвет отвлечет от сути», — говорил он, показывая пробы. Монахов как-то в интервью признался: «Мы с Бондарчуком часами обсуждали, как передать не просто события, а именно чувства Соколова. Хотелось, чтобы зритель не наблюдал со стороны, а проживал каждый момент вместе с героем».  В фильме камера словно становится глазами Соколова, и зритель сам чувствует этот липкий страх и отчаянную решимость.

Премьера фильма «Судьба человека» состоялась 12 апреля 1959 года. Зрители выходили из кинотеатров потрясённые. Фильм говорил о войне без фальши, без патетики — говорил голосом правды. Журнал «Советский экран» признал картину лучшей по итогам года. Международные фестивали один за другим присуждали ей главные призы — Большой приз первого Московского международного кинофестиваля, награды в Чехословакии, Мельбурне, Сиднее. Сергей Бондарчук и Владимир Монахов были удостоены Ленинской премии.

Но главной наградой стала народная любовь. «Судьба человека» вошла в сердца миллионов зрителей, став не просто фильмом о войне, а высказыванием о человеческом достоинстве, о способности сохранять человечность даже на краю гибели.