В рамках проектной линии «Горжусь малой Родиной» мы предлагаем вашему вниманию образовательный цикл «Листая страницы нижегородского прошлого», посвященный интересным фактам из истории Нижегородского края.
И первое, о чем мы поговорим — визитная карточка нашего города, Чкаловская лестница. Только какое она имеет отношение к В.П.Чкалову? Давайте разбираться☝
🏤 ЧКАЛОВСКАЯ ЛЕСТНИЦА
Крутой правый берег Волги издавна именовали Волжским откосом. Это место всегда было популярно среди нижегородцев и гостей города, потому что отсюда открывается отличный обзор окрестностей. С высокого берега видно просторную пойму Волги, а также располагающийся на противоположном, левом берегу реки Бор, который с 1938 года приобрел статус города.
Там, где в наши дни стоит монумент, посвященный Валерию Чкалову, на откосе существовал полукруглый выступ, который соединялся с Благовещенской площадью. Сегодня она носит название площади Минина и Пожарского. Прежде на этом месте стояли остатки строений старинного Происхожденского монастыря. В 1839 году их снесли, площадку разровняли и замостили булыжником.
В 1930-е годы в СССР все увлекались подвигами летчиков. Воздушные рекорды совершались ежегодно. Впервые летчики страны Советов перелетели через всю страну на Дальний Восток. А в 1937 году экипаж Валерия Чкалова проделал уникальный перелет в США. Протяженность полета при этом составила более 8500 км. Но так случилось, что в декабре 1938 года комбриг Чкалов погиб при испытании нового самолета. И эту трагедию переживала вся страна.
В 1939 году нижегородские власти выступили с инициативой увековечить память о прославленном летчике. Через год наверху Волжского откоса ему поставили памятник.
А чуть дальше, по направлению к пл.Сенной, хотели построить большую лестницу к Волге. Новая лестница должна была соединить городской центр с набережной и по размерам почти в три раза превзойти знаменитый Потемкинский спуск в Одессе и должна была носить имя «Волжская». Однако, столь масштабным планам не суждено было осуществиться сразу, потому что началась Великая Отечественная война.
В 1943 году, когда наступил коренной перелом в ходе военных действий, Нижний Новгород, в те времена Горький, стал постепенно восстанавливаться. Городу уже не угрожали ночные бомбежки. И нижегородцы взялись за восстановление заводов и строительство тех объектов, которые начали возводить в довоенное время.
Представители исполнительной власти города отправились в Москву на согласование архитектурного проекта новой лестницы. Сам проект подготовили трое – опытный нижегородский архитектор Александр Александрович Яковлев и два московских зодчих — Владимир Оскарович Мунц и Лев Владимирович Руднев.
В честь победы в кровопролитной битве под Сталинградом государство выделило необходимые средства, лестницу было решено перенести ближе к кремлю, и 27 мая 1944 года началась масштабная стройка. В возведении оборудованного спуска к Волге принимали участие нижегородцы и большое количество пленных немцев. Общие затраты на строительство составили 7,76 миллионов рублей.
Торжественное открытие лестницы состоялось в 1949 году. Первоначальное ее название — «Сталинградская». Однако у жителей города закрепилось другое название – «Чкаловская», и в конце концов власти официально утвердили именно его.
Лестница спускается к Нижневолжской набережной – к монументу Катер «Герой». Этот речной баркас построили в 1916 году, и первоначально он назывался «Матвей Башкиров». Под именем «Волгарь» небольшое судно принимало участие в сражениях Гражданской войны и в 1942-1943 годах в боях за Сталинград. На гранитный пьедестал катер установили в 1985 году.
Визитная карточка Нижнего Новгорода, знаменитая Чкаловская лестница, как оказалось, не имеет к В.Чкалову никакого отношения, и свое название получила от горожан, благодаря памятнику, расположенному на высшей ее точке… Название звучное, но жаль, что забылось истинное, историческое значение этого памятника — почтить память погибших героев Сталинградской битвы и отметить неоценимый вклад горьковчан в её исход.
#ДЮЦКонтакт #ДЮЦКонтактвДвижении