педагог Стрелкова Галина Романовна провела беседу с яркой презентацией, посвящённой международному дню Музыки, которая называлась «История современной западно-европейской музыки и её влияние на музыкальную культуру России». Галина Романовна рассказала краткую предысторию. В конце 19 века на рабовладельческих плантациях Америки негры, чтобы отвлечься от повседневной рутины, придумали класть молитвы и псалмы на музыку и распевать их хором. Таким образом, сформировался стиль годспелл (вера в Бога). Одновременно с этим начал появляться и песенный стиль под гитару или банджо, с ритмической структурой, основанной на мотивах и ритмах индейцев и африканцев – б л ю з. Этот стиль является корнем, источником и основой того, что не касается классической музыки: рок-музыки и джаза. Блюз, выйдя из плантаций Америки в города, а после, пересек океан, и смело зашагал по Европе. В рабочих кварталах индустриальной Америки, в кабачках пригородов годспелл и блюз постепенно превращались в джаз – новое инструментальное направление в музыке, при исполнении которого голос певца был заменен каким-либо музыкальным инструментом, ведущим мелодию на фоне аккомпанемента.
Блюз за счет ускорения частоты чередования сильных и слабых долей такта постепенно превратился в рок-н-ролл, в его классической форме, на основе которого сформировались такие музыкальные стили, как хард-рок (группы «Лед Зэппелин», «Рэйнбоу»), хэви-рок («Блэк Саббат»), тиэтр-рок («Генезис», «Йес»).
С течением времени, на основе музыкально-аранжировочных техник хард-рока и хэви-рока, но с использованием в качестве мелодических основ классических произведений (Бах, Чайковский) образовался стиль металл, пользующийся заслуженным вниманием аудитории во всем мире.
Первыми исполнителями поп-музыки был ансамбль «Битлз» — великолепная четверка из Ливерпуля, которая покорила в 60-х годах своими незамысловатыми мелодиями и песнями весь мир. Музыка, основанная на несложных ритмах, со временем нашла широкую аудиторию в лице массового слушателя. Самым простым ее проявлением стала «популярная музыка» или «попса».
В России шансон (от французского – «песня») стал музыкальным стилем во времена правления Сталина. И явился знаменем заключенных в тюрьмы и концлагеря. Для этого стиля, текстов песен характерны описания изнурительного быта тюрем, тоска по свободе, по маме – это целый пласт. Однако жизнь меняется, и тюремная лирика стала иметь с окружающим миром все меньше и меньше общего. Произведения в стиле шансон начали меняться все ближе и ближе к бытовому жанру.
Бардовское движение одновременно с шансоном приобрело популярность к 60-м годам. Молодые люди к середине 60-х, когда в Англии блистал «Битлз», а в Америке «Роллинг Стоунз», чаще стали находить возможность послушать и попробовать себя в любительской игре на шестиструнной гитаре. Бардовская песня сочинялась в основном интеллигенцией, не имеющей консерваторского образования (Визбор, Окуджава), несущей романтику и светлые мечты, захватила слушателей 60-х, 70-х, 80-х годов. Она стала популярной на молодежных тусовках, явилась толчком, двигателем для самобытного творчества и авторского движения в России.
Беседа ребятам очень понравилась, они оживились, стали делиться и прослушивать со смартфонов любимых исполнителей. И конечно, каждый мальчишка и девчонка, пришедшие учиться в клуб игре на гитаре мечтает, что когда-нибудь сможет сыграть и спеть под гитару любимую песню.