Сегодня все родители озабочены ранним развитием ребенка, почти с пеленок водят его в развивающие студии, многочисленные кружки и секции. Ребенка учат буквам, как только он начинает ходить, а то и раньше. Стремление вырастить из ребенка гения приводит к обесцениванию простой игры. Она кажется родителям пустой тратой времени. Так ли это на самом деле? Какова польза игр для детей? Чему учат детские игры?
Дело не только в развлечениях. Вспомним, что в каждом возрасте у человека есть ведущий вид деятельности. Это то занятие, в процессе которого происходит рост, обучение, формирование личности, развитие всех навыков, знаний и умений. И для ребенка таковой деятельностью является именно игра.
Что дает игра детям?
Ребенок придумывает фантастические истории, строит новые миры. Он становится воином или поваром, мамой или папой, учителем или врачом. Ребенок пробует различные социальные роли, примеряет их на себя, он репетирует взрослую жизнь.
За день можно прожить тысячи жизней, побывать в самых различных образах, пережить самые непредсказуемые ситуации.
Игры способствуют развитию воображения ребенка, фантазии, творческого потенциала. Ребенок учится проживать самые разные чувства. Сегодня он злой волк, а завтра трусливый заяц или храбрый лев. Он учится, помогает себе понять, как это: злиться, бояться, сражаться.
В игре ребенок учится общаться, ищет свое место в обществе, в жизни. Да он словно репетирует саму жизнь! И для этого ему дано все детство.
Умеем ли мы играть с детьми? Придумывать сюжет, фантазировать… Немного снизить контроль и дать волю эмоциям. Почувствовать ребенка, подхватить его сценарий и дополнить его, помочь развернуть его логическую цепочку. Присоединиться к его деятельности и добавить новый элемент, новое направление. Каких же огромных усилий стоит снова стать ребенком! И, наверное, самое главное, почаще вспоминайте, как это — быть ребенком. Во что играли вы в детстве, как играли с вами родители, чего хотелось, а чего нет. В каждом из нас сидит внутренний ребенок, который здорово может помочь в любых ситуациях в отношениях с собственными детьми, в том числе и понять роль игр в жизни ребенка.
Поэтому нередко подчеркивается, что игра — дело серьезное.
«Интерес», «удовольствие», «развитие». Это ключевые понятия игровой деятельности. Ни к одной деятельности ребенок не проявляет столько интереса, сколько к игровой. Ему интересно, а значит, познание и развитие происходит легко, с удовольствием. Вот в чем секрет воспитательных возможностей игры. А они огромны:
-игры развивают познавательные процессы личности — внимание, память, восприятие, мышление, воображение;
-тренируют наблюдательность и ум; развивают творческие способности детей;
-формируют эмоционально-чувственную сферу личности младшего школьника;
-способствуют познанию ребенком самого себя и побуждают его к самосовершенствованию.
Добровольно подчиняясь правилам игры, дети учатся самодисциплине, настойчивости, выдержке — всем тем волевым качествам, без которых трудно жить и достигать поставленных целей и задач.
Родителям необходимо быть внимательными к играм своих детей. В игре дети развиваются, в игре ребенок преображается, он вырастает в своем собственном представлении, приобретает веру в себя, в свои силы: он – врач, летчик, учитель, мама. Детям необходима игра, и родители должны это помнить! Это для него не пустые забавы, а важная часть жизни.
О чем родители должны позаботиться? Чтобы у ребенка был отдельный уголок. Не следует покупать детям все новые и новые игрушки. Если их много, то пропадает интерес к ним, не берегут их. Нельзя выбрасывать старые игрушки, они могут быть любимыми, о чем – то напоминать детям.
Как это важно – уметь играть! Для хорошей интересной игры нужно общество. Взрослые должны учить играть, показывать правила. Мама может научить дочь, что кукла может быть и Красной Шапочкой, и Снегурочкой, и Машенькой, и врачом. Игра со взрослыми для ребенка – огромное удовольствие. Результат игры – более глубокое представление о жизни и деятельности взрослых, их мыслях, отношениях. Игра способствует формированию товарищеских чувств, гуманных отношений к людям. Важный результат игры – глубокая эмоциональная удовлетворенность детей самим процессом игры.
Научитесь играть в шахматы и в шашки. Эти игры являются инструментом для развития логического мышления, пространственного воображения, внимания, памяти, умения прогнозировать свои действия и проверять правильность их выбора. Шахматы — это целый мир со своими законами. Не случайно они всегда были во всех образованных семьях. Ребенок, который умеет играть в шахматы, обычно хорошо учится в школе. То же самое можно сказать и об игре в шашки. Учить детей играть в эти игры можно уже с дошкольного возраста.
Прививайте детям любовь к игровым развлечениям — шарадам, головоломкам, ребусам, кроссвордам. Они расширяют кругозор, развивают находчивость, смекалку, тренируют ум. Играйте вместе с детьми, собирайте интересные книги по этой теме, придумывайте свои игры, создавайте семейную игротеку.
Используйте в играх с детьми русский народный фольклор: считалки, скороговорки, загадки, пословицы, сказки. Это сокровищница русской народной речи и народной мудрости. Она развивает ум, приносит радость приобщения к светлым мыслям, тонким чувствам, учит ценить в жизни честность и справедливость.
В России игры называли забавами, развлечениями, потехами. Они всегда помогали русскому народу облегчить свою жизнь, перестать горевать, успокоиться. Вспомните давние-давние игровые забавы, такие как «Гляделки», «Замри», «Зеркало» и другие. Поиграйте с детьми в эти игры, и вы увидите, как рады будут дети, как у вас исчезнет усталость и плохое настроение.
Не забывайте о спортивных и подвижных играх. Они развивают не только силу, ловкость и другие физические качества, но и внимание, мышление, воображение.
Не секрет, что значительную часть времени мамы проводят на кухне. Постарайтесь использовать и это время для общения с ребенком. Например, если вы готовите ужин, и ваш школьник крутится возле вас, предложите ему поиграть в слова, сочинить вместе с вами сказку, сосчитать предметы на кухне, придумать задачу, посоревноваться с вами в произнесении скороговорок, сочинении стихов.
Обогащайте совместные «вылазки» на природу или прогулки по городу игровыми познавательными моментами. Изучайте окружающий мир вместе с детьми: историю улиц и названий, особенности флоры и фауны. Совместно разгадывайте тайны, придумывайте викторины, загадки, учите детей быть наблюдательными.
Домашнюю игротеку пополняйте играми, сделанными своими руками и вместе с детьми. Это могут быть головоломки из дерева и бумаги, несложные таблицы, карточки с буквами и цифрами, нарды, кубики, схемы-путешествия, познавательные лото и другие. Старайтесь уделять внимание оформлению игровых принадлежностей. Они должны быть красивыми, яркими, привлекать внимание детей не только содержанием, но и внешним видом.
Советы родителям:
1. Целесообразно начинать играть с самых простых игр, постепенно усложняя игровые задания и не спеша переходя к более трудным играм.
2. Не следует разучивать сразу очень много игр, ведь ребенок должен «наиграться».
3. Необходимо поощрять детей за успехи в игре — словом, похвалой, оценками, баллами, очками, распределением призовых мест и т.п.
4. Надо приучать детей хранить игровые предметы аккуратно, в специально отведенном для них месте.
В 1 классе для детей самым важным и главным видом деятельности является учеба. Но в жизни детей большое место занимают труд и игра.
С поступлением ребенка в школу надо учить его самообслуживанию, а не освобождать от него: требовать от ребенка уборки своей постели, приучать следить за порядком на рабочем месте, в портфеле, убирать и чистить свои вещи.. В труде, даже простом домашнем, у ребенка развиваются многие ценные качества, которые будут нужны ему в учебе и жизни. Это и точность движений, и аккуратность, и исполнительность, и самостоятельность, и многое другое. А главное – это сознание своей силы, чувство удовлетворения, радость труда.
Имеют ли ваши дети какие — либо поручения в семье? Ведь посильная работа всегда найдется для них. Детям нужно знать, что трудиться нелегко, что папа и мама устают на работе, поэтому результаты труда надо беречь. Желательно, чтобы дети знали, чем занимается папа на работе, сколько он получает за нее? Важно, чтобы все разговоры в семье о труде, о работе проникались чувством уважения к труду, чувством гордости за трудящегося человека.
Родители должны интересоваться трудом ребенка в школе. Родители могут поправить ребенка, оказать ему необходимую помощь, осудить за плохое качество работы, подбодрить при неудачах или одобрить при первом успехе.
Большое значение имеет одобрение и поощрение. Нельзя наказывать трудом. Многое изменилось в нашей жизни и в жизни наших детей. Усложнилась школьная программа, учиться стало труднее. Вот родители и идут на «жертву»: всю домашнюю работу берут на себя. И вырастает потребитель, который будет вероятнее всего требовать такого же к себе отношения в будущей семье.
С другой стороны, родители, которые позволяют своему ребенку стать потребителем, сами ленивые люди. Ведь прививать своему ребенку трудовые навыки — тяжкий труд. Надо вначале показать, затем помочь, а потом и проконтролировать. Для этого нужно делать усилия над собой, своей волей, своим мозгом; сдерживать себя, проявляя по отношению к ребенку такт и терпение. А это, увы, не просто. Сегодня непросто. Проще будет тогда, когда ребенок вырастет и сможет трудиться и в рабочем коллективе, и в своем доме, не испытывая психологического и душевного дискомфорта.
Уважаемые родители! Задумайтесь о том, что…
…если вы постоянно говорите дома о том, что работа для вас наказание и каторга, то как по-другому о ней будет судить ваш ребенок?
…если вы сами не станете для него примером в выполнении домашних дел аккуратно и постоянно, то где он сможет этому вовремя научиться?
…если вы не проявляете терпения в обучении ребенка домашней работе и предпочитаете все делать сами, думайте о том, что ждет его в будущем?
…если вы никак не реагируете на выполнение домашней работы вашим ребенком, то откуда у него появиться желание делать привычные дела еще лучше?
…если вас интересуют только учебные успехи вашего ребенка, не боитесь ли вы вырастить черствого и эгоистичного человека?
При подготовке статьи использованы материалы с сайта «Библиотека материалов для учителей».